Россия всегда славилась своими инженерами. К примеру, в 1914 г. в России было подготовлено 1800 гражданских инженеров, число сопоставимое с подготовкой инженеров в других странах. В 1930-х годах в нашей стране произошел индустриальный рывок, основанный на возврате к классическому инженерному образованию. Появилась система политехнических, авиационных вузов, покрывающая всю страну. Результат – танк Т34, «Катюша», Великая Победа 1945 года, ракета Р-7 «Ласточка», Спутник, полет человека в космос.
Инженер должен применять достижения науки, техники, использовать законы и ресурсы природы для решения конкретных проблем. Информационные технологии, роботы, искусственный интеллект, большие данные, «умные» приборы, другие решения внедряются в быту, промышленности, сельском хозяйстве, бизнесе, образовании. Решение задачи эффективного применения человеком этих новых устройств требует распространения компетенций инженерного образования на различные профессии, внедрения элементов инженерной подготовки на разных уровнях образования, в том числе в общеобразовательной школе.
Согласно исследованиям, наиболее востребованными на сегодняшний день являются специальности, связанные с цифровыми технологиями, большими данными, робототехникой и кибербезопасностью. В свете глобальных тенденций автоматизации и цифровизации производств эти направления будут только укреплять свои позиции.
«Инженерное образование в России продолжает развиваться, отвечая на вызовы времени. Так, VR и AR становятся настоящими помощниками в обучении STEM-дисциплинам. Студенты могут изучать строение молекул в виртуальной лаборатории, проводить физические эксперименты, не выходя из учебных аудиторий, или программировать роботов с помощью интерактивных симуляций. Кроме того, важным аспектом цифровизации является развитие навыков программирования, работы с искусственным интеллектом и робототехникой. Мультимедийные лаборатории, оснащенные программируемыми роботами, 3D-принтерами и обучающими платформами, помогают студентам не только изучать теорию, но и успешно применять её в реализации современных проектов. Сильные стороны цифровизации образования – глубокие теоретические знания и практические навыки. Взаимодействие вузов с промышленными предприятиями, внедрение новых технологий и фокус на современные требования рынка труда позволяют российскому инженерному образованию быть конкурентоспособным и востребованным», - подчеркнул Артем Ищук, директор по развитию Тегратек.
EdTech становится неотъемлемой частью трансформации системы профессионального образования, позволяя обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров, необходимых для устойчивого развития экономики России в долгосрочной перспективе.
Какие же цифровые средства могут помочь колледжам и вузам перейти на новый качественный уровень подготовки кадров?
Это рабочие места преподавателей, которые интегрированы в единую систему управления. С их помощью преподаватели легко управляют учебным процессом, подключают аудио- и видеосистемы, а также контролируют освещение и жалюзи в аудитории.
Интерактивные дисплеи с механическими подъёмниками позволяют преподавателям и студентам взаимодействовать с учебными материалами - рисовать, создавать графические элементы и воспроизводить видео.
- Высокопроизводительные компьютеры и графические станции
Учебные места в мастерских оснащаются мощными компьютерами и графическими станциями для работы студентов с современным ПО.
- Интеллектуальные системы обучения и коллективной работы
Такие системы, обеспечивают высокоэффективное взаимодействие между студентами и преподавателями, а также возможность проведения видеоконференций и дистанционного обучения.
- Системы видеонаблюдения и безопасности
Современные системы видеонаблюдения и видеоаналитики помогают разобраться в спорных ситуациях и контролировать учебный процесс.
В рамках программы «Профессионалитет» компания Тегратек совместно с Modum Lab разработали и внедрили VR-тренажеры, предназначенные для обучения студентов колледжей работе с нефтегазовым оборудованием.
Особенности VR-тренажеров:
-
Высокоточные модели оборудования и симуляция реальных производственных процессов.
-
Разработка учебных сценариев для ремонта и обслуживания автоматической групповой замерной установки (АГЗУ) и газоперекачивающего агрегата (ГПА).
-
Персонализированный подход к обучению благодаря модульной структуре тренажеров и аналитике через платформу Modum Education Platform.
Цифровые образовательные инструменты позволили сделать обучение более эффективным. Преподаватели смогли составлять задания, настраивать параметры тренажеров и получать подробную аналитику об успеваемости студентов, что адаптировало учебный процесс к индивидуальным потребностям каждого учащегося. Кроме того, виртуальные лаборатории позволили проводить эксперименты в безопасной среде.
В результате внедрения VR-тренажеров в филиале Муравленковского многопрофильного колледжа на Ямале удалось значительно повысить уровень подготовки студентов, что подтверждено их успехами на межрегиональных чемпионатах по стандартам WorldSkills Russia.
В ГБПОУ ЯНАО Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий компанией Тегратек установлены видеостены, мастерские для IT-специальностей и симуляторы работы на ЧПУ, что позволяет студентам приобретать практические навыки, необходимые для работы в высокотехнологичных отраслях.
Cоздание единой цифровой экосистемы мастерских в Ноябрьском колледже профессиональных и информационных технологий на Ямале стало знаковым проектом не только для города Ноябрьск, но и для всей системы среднего профессионального образования округа. Это полностью изменило образовательную среду и повысило качество обучения. Во многом благодаря интеграции высокотехнологичного цифрового оборудования, Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий - лауреат национального конкурса «Лучшие колледжи РФ — 2024».
В ближайшие 5 лет ожидается дальнейшее расширение использования VR/AR технологий и симуляторов в учебных заведениях. Это позволит создавать еще более реалистичные и интерактивные учебные экосистемы, где студенты смогут отрабатывать навыки без риска для здоровья и износа оборудования. Активное внедрение цифровых технологий позволит обучить будущих высококвалифицированных специалистов для различных отраслей экономики. Разнообразие цифровых инструментов предоставляет самые широкие возможности для подготовки специалистов не только для нефтегазовой отрасли, но и машиностроения, строительства и медицины. Внедрение цифровых инструментов приближает профобразование к реальным потребностям работодателей, создает условия для систематического обновления и адаптации учебных материалов под быстро меняющиеся запросы к работникам предприятий.
Инженерное образование в России успешно адаптируется к требованиям современного мира, активно внедряя цифровые технологии и новаторские методики обучения. Интеграция VR/AR технологий и симуляторов в учебный процесс создаёт условия для глубокой практической подготовки, что делает выпускников конкурентоспособными на рынке труда и способствует инновационному развитию отраслей.