Учителя стараются, ищут подход к каждому ребенку, подбирают интересные примеры, а дети откровенно скучают на уроках. Что можно сделать? Добавить интерактива.
Технологии, которые могли бы повысить мотивацию обучающихся на освоение учебной информации уже есть, но внедряются не так быстро, как могли бы. Речь о технологиях VR, AR и MR.
Виртуальные лаборатории для предметов естественно-научного цикла, иммерсивные уроки для «Истории», анатомические симуляции для «Биологии», путешествия по Солнечной системе для «Окружающего мира» — всё это не фантазии, а разработки росийских инноваторов. Тем не менее, большинство педагогов воспринимают такие средства обучения как что-о невероятное. Причин много: недостаток инфраструктуры, отсутствие навыков у педагогов, а где-то и элементарный страх перед технологиями.
Иммерсивные технологии — это новый образовательный опыт. Это не просто «прикольный девайс», это инструмент трансформации восприятия.
Иммерсивные технологии — это современные средства, создающие эффект присутствия, полного или частичного. Это погружение, когда ты не смотришь, а проживаешь.
Иммерсивные технологии: какие они?
VR (Virtual Reality) — полный виртуальный мир, в который можно попасть через очки, шлемы, сенсорные перчатки.
Школьный агрокласс
AR (Augmented Reality) — дополнение реального мира цифровыми элементами.
MR (Mixed Reality) — взаимодействие реальных и виртуальных объектов в одном пространстве.
Обучающийся получает:
- Возможность «пережить» материал, например, оказаться на дне океана, внутри вулкана или в теле человека.
- Яркий опыт. Он создает впечатление, которое сильнее фиксирует память. Эмоциональная вовлеченность - лучшее запоминание.
- Можно «потрогать» сложные понятия - химические реакции, электрические цепи, исторические события — становятся осязаемыми.
- Развитие критического, системного, пространственного мышления.
Педагог получает возможность подстраивать темп, формат и уровень сложности под каждого конкретного ученика.
Как это выглядит на практике?
- География: маршруты Колумба в VR, вулканы в 3D, столицы мира в одном классе.
- История: экскурсии по Древнему Риму без выхода из школы.
- Физика и химия: лаборатории без риска — наблюдение и эксперименты в виртуальной среде.
- Астрономия: прогулки по звёздному небу через купольные планетарии или AR-приложения.
- Иностранные языки: иммерсивные диалоги с носителями языка в цифровой реальности.
Где еще применить иммерсивные технологии?
Иммерсивные технологии отлично работают не только на школьных уроках, но и на внеурочных занятиях и в кружках. Замотивированные дети, которые выбрали себе направления для получения дополнительных знаний, готовы пробовать, исследовать и творить:
- Медиастудии могут работать с виртуальной съёмкой, 360-градусным видео, создавать AR-эффекты для школьных новостей и репортажей.
- Робототехнические кружки с MR-функционалом научат не просто программировать, а выстраивать связи между цифровыми объектами и реальными механизмами.
- Кружки по краеведению получают в распоряжение интерактивные музеи и 3D-реконструкции событий — с возможностью создавать собственные исторические квесты.
- Художественные и архитектурные кружки работают с виртуальными мастерскими и AR-моделированием. Ребёнок может «построить» здание, зайти внутрь и поменять освещение — всё в рамках одного занятия.
- Объединения технической и естественно-научной направленностей используют VR-лаборатории, чтобы разобрать двигатель или провести биохимический анализ, не выходя из аудитории.
Иммерсивные технологии превращают образовательную среду в лаборатории будущего. Ученик экспериментирует, ошибается, возвращается к эксперименту и учится с азартом.
А есть ли сложности?
Создание иммерсивной школьной среды требует не только энтузиазма, но и качественной технологической базы. Это целый комплекс решений:
- VR/AR-оборудование: шлемы виртуальной реальности, контроллеры, очки дополненной реальности, трекеры движений;
- Интерактивные панели и AR-доски, поддерживающие многозадачную и мультимодальную работу;
- Купольные мультимедиа-залы — особые пространства для группового погружения без индивидуальных устройств;
- Проекционные системы 360°, создающие эффект присутствия;
- Программные платформы, адаптированные под школьные курсы, а также инструменты для самостоятельного создания образовательного контента.
Как отмечает Артем Ищук, директор по развитию компании ТЕГРАТЕК, одного только оборудования недостаточно, важна система: «Иммерсивные технологии эффективны только в том случае, если интегрированы системно — от технической инфраструктуры до сценария урока. Наша задача как интегратора — не просто поставить оборудование, а выстроить полноценную образовательную среду, где технологии работают на результат: вовлечение, развитие, расширение границ с помощью цифровых решений. Мы создаём иммерсивные пространства, в которых каждый элемент — от VR-контента до мультимедийных систем — помогает выполнять учебные задачи в увлекательном формате».
Главный результат не в техническом оснащении, а в том, что ребёнок, который не любит учиться, вдруг погружается в учебу с удовольствием. Не потому что надо, а потому что интересно. Внедряйте технологии ради детского взгляда, наполненного восторгом: «А можно ещё один урок?».