Тысячи студентов ежегодно выходят из колледжей и техникумов с дипломами, но без опыта работы с оборудованием, на котором им придется работать на предприятиях. Реальность требует умения проектировать, настраивать, тестировать и адаптировать цифровые и инженерные системы под разные задачи. К слову, выпускник знает, что такое оптоволокно, но не умеет спаять линию. Он помнит, что читал про кабельные сети, но никогда не держал в руках рефлектометр. Он понимает, что такое проектирование ИТ-инфраструктуры, но не может предложить ни одного решения.
Сегодняшние ИТ и инженерные отрасли требуют гибких, подкованных в цифре, способных работать с реальными инструментами и цифровыми платформами специалистов. А чем зачастую оснащены колледжи? Традиционными досками и устаревшими лабораториями.
«Мы часто слышим от партнёров одну и ту же боль: студент приходит на стажировку и теряется. Ему сложно адаптироваться к оборудованию, к формату цифровых проектов, он не готов к командной работе в гибкой среде», — рассказывает Артём Ищук, директор по развитию компании ТЕГРАТЕК. — «Это не вина студентов, а следствие того, что образовательная среда зачастую не соответствует темпам реального производства».
Выход из ситуации в создании соответствующей учебно-материальной базы и практико-ориентированной образовательной среды, максимально приближенной к реальной, в которой трудятся современные ИТ-команды, инженерные службы, интеграторы и телеком-операторы.
Такая среда должна включать:
-
современное оборудование;
-
мультимедийные технологии;
-
цифровые платформы и симуляторы;
-
комфортные пространства для командной и проектной работы;
-
гибкую эргономику и быть инклюзивной.
Колледж инфраструктурных технологий ФГАОУ ВО СВФУ им. М.К. Аммосова в Якутске внедрил комплексный подход к модернизации учебно-материальной базы. Цель проекта заключалась в создании условий, при которых студенты смогут осваивать профессии будущего через практику по направлениям:
-
информационные технологии;
-
кабельные телекоммуникационные системы;
-
оптоволоконная связь.
Для этого учебные аудитории оснастили:
-
Интерактивными панелями высокого разрешения с сенсорным управлением.
-
Программным обеспечением для создания мультимедийных уроков и интерактивных заданий.
-
Инновационным креплением BalanceBox с ручной регулировкой высоты, включая возможность работы для студентов с особенностями здоровья.
-
Сварочным аппаратом оптических волокон — промышленным оборудованием, используемым на объектах связи.
-
Рефлектометром ТОПАЗ — устройство для диагностики волоконно-оптических линий.
-
Кабельным тестером Fluke DSX2−5000 IN — это международный стандарт для тестирования и сертификации СКС.
Интерактивные панели используются не только как средство визуализации, но и как инструмент для совместной работы педагога и студентов, решая задачи, рисуя схемы, проходя опросы. «Раньше студенты просто слушали педагога. Теперь они действуют. Преподаватели отмечают рост интереса, вовлечённости, а главное — осознанности в обучении», — Артём Ищук, директор по развитию ТЕГРАТЕК.
Студенты получили возможность выполнять практические задания по сварке волокон, изучать параметры оптоволоконных линий, проводить диагностику и сертификацию кабельных систем. Осваивают операции производственного цикла: монтаж → тестирование → анализ результатов → составление технического отчета.
Благодаря современному оборудованию, студенты понимают реальные производственные задачи, на практике учатся их решать, работают с техническим регламентом, над оформлением документации, учатся справляться с нестандартными ситуациями. В итоге - выпускник не нуждается в «доучивании» на рабочем месте.
Аудитории оснащены производительными ноутбуками — мобильными станциями для работы в лабораториях и на выездных занятиях, и МФУ — надёжными устройствами для печати, копирования и сканирования учебных и проектных материалов. На ноутбуках студенты работают с сетевыми симуляторами, выполняют курсовые проекты, моделируют ИТ-архитектуры, печатают схемы, инструкции, документацию — все как в реальных инженерных проектах.
В основе проекта оснащения ФГАОУ ВО СВФУ им. М.К. Аммосова единая система, а не набор устройств. После модернизации образовательная среда колледжа стала модульной, гибкой, т.е. адаптируемой под образовательные задачи. Оборудование подобрано с учётом требований от работодателей. Учебный процесс построен в логике реальных рабочих процессов. Такой подход к оснащению эффективен и результаты изменений в качестве обучения стали заметны уже в первые месяцы после начала занятий.