Учебное оборудование и средства обучения Сделано в России
Учебное оборудование и средства обучения Сделано в России

«Коллективное воспитание: благополучие ребёнка в группе». Как применять?

«Коллективное воспитание: благополучие ребёнка в группе». Как применять?

«Коллективное воспитание: благополучие ребёнка в группе». Как применять?

Воспитательная технология «Коллективное воспитание: благополучие ребёнка в группе» включает в себя:

  • организацию взаимодействия педагогов с детьми;
  • организацию взаимодействия педагогов с родителями воспитанников;
  • организацию мониторинга динамики образовательно-воспитательного процесса в группе.

Каждое направление оснащено необходимым педагогическим инструментарием: описанием практик взаимодействия педагога с детьми, детей друг с другом в виде игровых упражнений, совместных творческих дел; детальным сценированием совместного планирования работы педагогов и родителей по воспитанию интегративных качеств, авторских методик повышения психолого-педагогической грамотности родителей; комплектами диагностик с описанием их применения.

Примеры использования моделирующих ситуаций с конструктивными вариантами взаимодействия

Обсудите с детьми, что для них означает «быть доброжелательным» (не стоит спрашивать абстрактно про «доброжелательность»). Как каждый ребёнок осознаёт, что он доброжелателен, через какие поступки (действия, слова) он это может проявить. Отметим, что детям следует давать задание, исходя из того опыта, который они уже имеют. Такие беседы можно проводить регулярно. Например, началом для такой беседы может стать моделирование ситуации с персонажами из набора «Группа детского сада: дети и взрослые». Предварительно следует познакомить ребят с этим набором: посадить их в круг на коврике. Поставить небольшой подиум, или расстелить полотно из набора «Мягкая среда». Сообщить детям: «Ребята, сейчас хочу познакомить вас с новым игровым пособием. Это пособие необычное. Я покажу вам ребят и взрослых, они разные. Мы с ними познакомимся, вы сможете после демонстрации потрогать их аккуратно, рассмотреть с разных сторон, поделиться своими впечатлениями. А пока я буду вам показывать по одному персонажу, а вы говорите, какие у вас будут впечатления, мысли про них. Договорились? Я буду их выкладывать сюда. И пока знакомимся с нашим новым игровым пособием, прошу их не трогать, а просто смотреть».

Педагог показывает поочерёдно персонажей. Сначала детей, чередуя мальчиков и девочек, затем взрослых. Спрашивает, какие у ребят отклики на эти фигуры, похожи ли они на ребят из группы детского сада, что, например, эти конкретные персонажи предпочитают, что у них хорошо получается и т. п. Важно вызвать положительный эмоциональный отклик у детей на фигурки. Персонажи могут знакомиться посредством загадок, разыгрывания небольших монологов-обращений к детям (например, «Ребята, привет! Меня зовут Степан. Я люблю… А вы…» и т. п.). Таким образом, педагог познакомит ребят с новым обучающе-игровым пособием.

Затем можно сыграть в игру, в которой дети потрогают персонажей, поманипулируют ими. Например, педагог предлагает ребятам закрыть глаза. В моменты, когда они не смотрят, педагог расставляет фигурки перед некоторыми ребятами. И просит открыть глаза. Перед кем стоят персонажи — задача: необходимо рассмотреть того, кто оказался у тебя и сравнить с собой — такого ли цвета у тебя волосы, глаза, ты также улыбаешься, если ли у тебя одежда такого цвета и т. п. Если ребёнок затрудняется, то ребята рядом помогают, подсказывают. Затем дети вновь закрывают глаза, и педагог перемещает фигурки. Важно следить, чтобы каждый получил фигурку и поиграл в эту игру.

Затем педагог объясняет детям, каким образом это пособие будет использоваться и как дети могут его брать для свободной игры. Об этом подробнее описано в разделе по воспитанию качества «самоорганизованность».

Пример организации коллективных дел, творческие проекты и т.п., в которых дети совместно выполняют одно дело, решают общую задачу

Для развития конструктивного взаимодействия педагог организует коллективные творческие дела.

Для реализации этого педагогического предложения воспитатель может организовать любой вид детской продуктивной деятельности, который доступен детям данной категории. При этом соблюдается условие: совместное изготовление. Для этого детям необходимо договориться про результат, какой продукт они желают сделать, кто какие виды деятельности будет выполнять, за изготовление каких деталей, частей этого совместного продукта будет нести ответственность.

Совместное рисование «Дружные ребята»

Цель игрового практикума: создание благоприятных условий для введения в опыт (расширения опыта) навыков конструктивного взаимодействия.

Используемый материал: полотно, набор «Вязаная графика».

Организация взаимодействия детей:

Педагог просит одного из ребят «порисовать» с ним «мягкими карандашами», показывает, каким образом можно выкладывать элементы, чтобы получилась интересное изображение («картина»). (Примечание: при необходимости, педагог с каждым из ребят проводит базовые «уроки» обучающего характера для того, чтобы дети материал узнавали, откликались на него с интересом, имели опыт такого рода продуктивной деятельности. В последующем педагог, опираясь на эту базу, сможет предлагать выполнять творческие задания, создавая условия для свободных детских инициатив).

В другое время педагог просит этого ребёнка пригласить товарища для совместного рисования. Ребёнок выбирает себе партнёра, приглашает. В соответствии с этим, он определяется с выбором, использует коммуникацию для договаривания, после приглашения ребятам надо договориться о продукте совместной деятельности. Всё это означает, что в данных ситуациях каждому ребёнку предстоит проявить навыки конструктивной коммуникации. И если будут затруднения, а педагог это обязательно увидит, то возникнет необходимость педагогической деятельности по развитию соответствующего социально-коммуникативного умения.

Таким образом, в этой практике прорабатывается умение наладить отношения в процессе деятельности. Далее, когда дети договорятся о продукте их совместной деятельности, происходит его реализация. И здесь они могут выполнять «рисование» в разных вариациях: «я начинаю, ты продолжаешь», «я рисую „свой“ фрагмент, а ты — „свой“, потом объединяем и совместно дополняем», «я рисую свою задумку, а ты догадываешься, наблюдая за моим процессом и потом присоединяешься к рисованию, в другой раз я буду отгадывать и помогать тебе» и т. д. Идеи для «рисования» придумывают дети, при необходимости взрослый может им помогать прямыми и/или наводящими способами.

Готовый продукт совместной деятельности педагог фотографирует и размещает в специально организованную галерею Дружбы или нечто подобное.

Важным в этих практиках дать возможность, создать благоприятные условия для проявления интереса детей друг к другу, создание атмосферы совместного творчества, намерений помогать и совместно созидать, и радоваться тому, что есть общий продукт творческой деятельности.

Пример развития конструктивного взаимодействия детей

«Обзывалки»

Цель игрового практикума: расширение социального опыта и представлений детей о социальных интеракциях; освоение нового умения конструктивного взаимодействия.

Используемый материал: сенсорно-тактильный мяч.

Организация взаимодействия детей:

Педагог организует игру, которая называется «Шутливые обзывалки». Дети, передавая мячик (игрушку) в качестве регулятора очерёдности, «обзывают» (называют) друг друга словами по выбранной тематике (обзываемся «овощами», «посудой», «ягодами» и т. д.). Например, «Ты — морковочка», «Ты, Даша — картошечка…» и т. п. Таким образом, та ожидаемая реакция на обзывание — обида, злость и прочие негативные переживания — нивелируются за счёт «переворачивания» смысла — появляется необходимость назвать человека словом из определённой категории и сделать это в виде обзывания. То есть действие социально неодобряемое становится игровым и весёлым. Что даёт детям новый опыт. И для педагога – это воспитательный инструмент. Если дети начнут реально обзываться, то всегда можно перевести это в организованную игру с правилом. По сути, разрешив им это действие, не пресекая его и не порицая детей, перевести то, что случилось в культурную форму взаимодействия, совершив рефрейминг (изменение отношения). Это даёт детям опыт перевода деструктивного действия в конструктивное взаимодействие.

Пример игрового коммуникативного взаимодействия по освоению конструктивных моделей транслирования своих чувств, состояний, и реагирования на состояния других детей.

«Истории»

Цель игрового практикума: расширение социального опыта и представлений детей о социальных интеракциях; освоение конструктивного взаимодействия.

Используемый материал: набор фигурок детей и взрослых.

Организация взаимодействия детей:

Рассмотрим применение набора «Группа детского сада: дети и взрослые» для развития эмпатии. Этот набор можно использовать в индивидуальной, подгрупповой и групповой работе. Помимо готовых обозначенных фигур детей и взрослых, в наборе имеются фигуры без изображений лиц, одежды и 2 комплекта фломастеров. Они предназначены для того, чтобы ребёнок мог сам придумать внешность своего персонажа, с которым он желает поиграть во время практики. И он может также вносить своевременные корректировки при необходимости. Например, изменить лицо, изобразив ту или иную эмоцию, «поменять» одежду, перерисовав её. Фломастеры подходят для многократного использования фигурок - заготовок для моделирования ситуаций.

Каждое из описанных ситуаций можно обыграть, как проблемные ситуации (кейсы) с детьми. Например, применив приём «незаконченные истории», педагог предлагает детям разыграть истории с ребятами, приглашает выбрать персонажей. Начинает рассказывать историю и побуждает детей предположить, что же произошло дальше, как поведут себя эти персонажи.

Варианты историй для обсуждения с детьми:

  1. Один мальчик очень ушиб ногу. И он… (Что произошло дальше?)
  2. Один мальчик пришёл в свою группу и обнаружил, что забыл дома машинки, которые очень хотел сегодня показать своим товарищам. И тогда он … Что случилось дальше?
  3. Две девочки играли с мягким мишкой. И одна девочка хотела стать его «мамой», и вторая тоже хотела в этой игре стать его «мамой». И тогда … Что случилось дальше?
  4. Один мальчик очень хотел стоять первым в ряду на физкультурном занятии. И его поставили первым. Что сделали другие дети?
  5. Другой мальчик тоже хотел стоять первым, но его не поставили, так как на это место встал уже другой мальчик. И педагог сказала, что ребята пойдут в таком порядке на занятие. Что тогда сделал этот мальчик? Что произошло дальше?

Пример игрового коммуникативного взаимодействия по освоению конструктивных моделей проявления внимательности к другому ребёнку.

«Художник»

Цель игрового практикума: расширение социального опыта и представлений детей о социальных интеракциях; освоение нового умения конструктивного взаимодействия.

Используемый материал: меховые разноцветные рукавички.

Организация взаимодействия детей:

Для развития внимательности к другому ребёнку педагог предлагает детям поиграть в игру «Художник». Выбирается пара, в которой один из ребят — «художник», а другой — «модель», тот, чей портрет будет рисовать «художник». Педагог показывает набор разноцветных меховых рукавичек. И объясняет, что будет происходить: «модель» садится на стульчик, а «художник» аккуратно, очень бережливо начинает рисовать его «портрет». Он выбирает нужные «мягкие краски» (надевает поочерёдно рукавички на руку) и обводит овал лица, «разукрашивает» щёки, красит лоб, уши, волосы, обводит губы. «Художник» старается написать очень красивый портрет своего товарища и не поранить его случайно. Педагог демонстрирует модель поведения «художника» и комментирует каждое своё действие, говоря как бережливо и аккуратно, внимательно он «рисует» портрет ребёнка. Затем передаёт набор «красок» ребёнку-«художнику» и внимательно следит за ходом выполнения игрового упражнения. После того, как «портрет» создан, «художник» обращается к своему партнёру и спрашивает его о том, какое у него состояние, впечатление. Ребёнок-«модель» даёт обратную связь. Говорит о том, было ли ему приятно, доволен ли он процессом, как он считает — красивый ли «портрет» получился и т. п. Затем дети обмениваются ролями.

Если проводить это в подгруппе детей, то двое участвуют в практике, а остальные ребята наблюдают. Возможно, поддерживают «художника» и подсказывают комплименты для его партнёра.

Такая практика научает ребёнка, когда он в роли «художника» внимательно смотреть на товарища, изучить его внешность, знать особенности его внешности, делать комплименты и радоваться, если другому человеку приятно от взаимодействия с ним. Когда ребёнок в роли «модели», он учится расслаблению, слушать свой организм, свои реакции на действия прикосновения и вербальные (комплименты), и также учится принимать комплименты, благодарить, давать обратную связь.

Подробнее с предложениями по работе с детьми, их родителями и осуществления мониторинга качества воспитательной работы можно узнать в авторском пособии «Коллективное воспитание: благополучие ребёнка в группе» (автор: Файзуллаева Е.Д., кандидат психологических наук).

Приобрести наборы возможно только в компании «Интерактивная идея».

24.03.2025

Возврат к списку