Примерно такие слова довольно часто приходится слышать от сотрудников, ответственных за цифровизацию в школах. Учреждения закупают современное оборудование, но спустя полгода оно так и продолжает нераспечатанным храниться в укромном уголке. Это происходит потому, что:
-
не продумали единую систему управления оборудованием,
-
оборудование закупили от разных производителей и оно не совместимо,
-
не знают с чего начать пуско-наладку оборудования.
Почему «собрав» агрокласс из разных компонентов, - фитоустановок, полива, датчиков, мультимедиа - школа может не достигнуть желаемых результатов? Проблема в том, что у каждого производителя или поставщика оборудования своя логика продукта, интерфейс, кабель, частота и ПО. Цифровые датчики без софта, фито-светильники без регулировки, насос без связи с контроллером — всё это превращает образовательное пространство в мозаику несовместимых решений. Важно выбрать другой путь — начать работу над созданием нового элемента образовательной среды с приглашения на встречу специалиста от компании-интегратора, чтобы обсудить с ним разработку проекта будущей лаборатории или тематического класса. Именно так и поступило руководство Лицея № 64 Санкт-Петербурга, когда приняли решение, что в образовательной среде должен появиться агротехкласс.
Концепция и проектирование агротехкласса
По задумке администрации, должна была получиться «лаборатория будущего» для изучения агротехнологий и биологии, в которой логично соединились бы наука, экология и цифровые технологии. Для проектирования такого пространства пригласили специалистов компании ТЕГРАТЕК, базовая компетенция которой - архитектура цифровой образовательной среды. Инженеры и проектировщики компании разработали 3D-визуализацию агрокласса, рассчитали инженерные сети, создали документацию для монтажа оборудования и прокладки кабельных трасс. Учитывались даже такие детали, как расположение розеток относительно систем полива и угол падения света на растения.
Монтаж и интеграция оборудования агрокласса
Команда специалистов ТЕГРАТЕК провела полный цикл монтажных работ: установку кабеленесущих систем; прокладку кабеля; подключение датчиков, светильников, насосов; сборку гидропонной установки; настройку системы управления микроклиматом.
В комплектацию агрокласса вошло оборудование:
-
Гидропонная установка «АГРОКЛАСС Комплект Старт» — многоуровневая конструкция 1400×600×1000 мм с автоматическим поливом и подсветкой;
-
Фито-светильники с регулируемой высотой и интенсивностью;
-
Система контроля EC/pH, гигрометры, люксметры и мультиметры;
-
Фитомодуль BOXSAND 21 AЭРО на 21 растение;
-
Наборы субстратов и удобрений, QR-инструкции и доступ к обучающей платформе;
-
Мобильное приложение и игра “Разделяйка”, обучающая экопривычкам.
На таком оборудовании школьники могут измерять различные параметры выращивания растений, регулировать освещение и полив, фиксировать и анализировать результаты. Уроки биологии в таком классе можно сравнить с лабораторией стартапа в области «умного земледелия».
Цифровая настройка и программирование
В рамках реализации проекта агрокласса был разработан графический интерфейс управления, где все параметры видны на одном экране: освещённость, влажность, pH, температура и циклы полива, что позволило учителям одним касанием управлять всем оборудованием в классе, а система автоматически поддерживает нужные условия.
Обучение и сопровождение
После ввода агрокласса в эксплуатацию специалисты ТЕГРАТЕК провели обучение педагогов. Учителя не только освоили пользование и управление системой, но и придумали как интегрировать оснащение агрокласса в учебные программы, реализуемые в Лицее; как использовать оснащение в проектной и исследовательской деятельности, проводить лабораторные и проектные занятия в цифровом формате. У учащихся же появилась новая мотивация - создавать, наблюдать и исследовать, потому что теперь основы экологии, инженерии и ИТ происходят через реальные эксперименты.
«Цифровизация — это не про устройства, а про связи. Когда техника, контент и педагогика работают вместе — появляется среда, которая действительно развивает обучающегося. Создание единого цифрового контура требует системного подхода и надёжного партнёра рядом», — подчеркивает Борис Тишечков, генеральный директор ТЕГРАТЕК.
Благодаря совместной деятельности руководства, педагогов Лицея и интегратора была создана не просто лаборатория, а экосистема, где технологии помогают учащимся осваивать научные знания и применять их на практике.