Из Указа Президента России №309 от 7 мая «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» следует, что она из задач - это реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности. Для этого к 2030 г. должно быть обеспечено функционирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодёжи, основанной на принципах ответственности, справедливости, всеобщности, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию 100% обучающихся.
По данным 2024 г. дополнительным образованием охвачены 18,1 млн детей от 5 до 18 лет (78,5%) из них 1,7 млн детей, занимаются по предпрофессиональным и общеразвивающим программам в области искусства в детских школах искусств (ДШИ). Дополнительное образование предоставляют более 90 тыс организаций, из которых 5 тыс ДШИ и 51.2 тыс, реализуют общеразвивающие программы художественной направленности. В дополнительном образовании детей заняты более 491 тыс педагогов, из которых 166,6 тыс служат в ДШИ, а 92,4 тыс педагогов - в организациях дополнительного образования, реализуют общеразвивающие программы художественной направленности. Детям доступен выбор из 3.03 млн программ, из которых 802,6 тыс - это предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусства, реализуемые в организациях системы образования и культуры. Эти данные говорят о наличие широких возможностей предоставляемых детям.
Результатами реализации национальных проектов стало, в том числе, появление более 27 тыс школьных музеев, свыше 40 тыс школьных театров.
Главными векторами развития художественной направленности в системе дополнительного образования на ближайшие годы станут:
-
внедрение современных учебно-методических комплексов с использованием цифровых технологий; новых форм организации образовательного процесса (арт-лаборатории, школы креативных индустрий);
-
организация сетевого, межрегионального, межведомственного взаимодействия при реализации ДОП художественной направленности («Театральное творчество», «Хоровое творчество», «Медиатворчество»);
-
увеличение числа молодых специалистов, работающих в системе ДОД, содействие их профессиональному развитию через организацию наставничества, стажировочных площадок, учебной практики.
Произошла смена лидера в рейтинге востребованности у детей программ художественной направленности. На первом месте оказался театр, следом - вокально-хоровое творчество, а изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество, традиционно занимавшее первое место по популярности, оказалось на последнем месте и сегодня им занимается немногим более 122 тыс детей.
Что касается развития школ креативных индустрий, то на сегодняшний день действует 82 школы на территории 55 регионов России, где обучаются свыше 9,5 тыс. учеников. До конца 2024 года откроются еще 11 новых школ креативных индустрий, а до 2030 года планируется создать более 240 школ, в которых смогут обучаться свыше 25 тыс детей.
Школы креативных индустрий - это образовательная программа для подростков 12-17 лет рассчитанная на 2 года. Главная её особенность – модульная структура. Модуль включает в себя обучение по одному из направлений студии в количестве 18 часов. За первый учебный год каждый обучающийся проходит 7 модулей: звукорежиссура и современная электронная музыка, фото и видеопроизводство, театр и театральные технологии, интерактивные технологии, анимация, дизайн, а это значит подросток знакомится со всеми направлениями студий, включая первый вводный модуль «Введение в креативные индустрии». Второй год обучения – это профессионально-ориентированное обучение только по одному из направлений выбранной подростком студии. По итогам обучения дети должны быть способны создавать новые приложения, анимационные мультфильмы, сочинять музыку, снимать фильмы, работать с виртуальной и дополненной реальностью, разрабатывать компьютерные игры.
Работа по усовершенствованию инфраструктуры и учебно-материальной базы для реализации программ художественной направленности до 2030 г. будет продолжена. Педагоги отмечают сдерживающие факторы в развитие художественного образования, которые вызывает отсутствие залов, звукового оборудования, пространств для репетиций, помещений для хранения реквизита и оборудования, мест для хранения выставочного фонда, оснащенных студий - швейных, гончарных и пр.. Волнует сообщество ограничения связанные с изучением традиционных ремесел, например, невозможность изучения подростками горячей ковки.