Учебный робот-манипулятор — это компактное, но многофункциональное устройство, предназначенное для обучения студентов управлению промышленными роботами, отработке программирования и освоению производственных процессов.
В отличие от промышленных роботов, такое оборудование:
-
занимает мало места (помещается на рабочем столе или в модульной учебной станции);
-
имеет безопасную для учебных целей грузоподъёмность;
-
демонстрирует высокую точность работы (уровень «ювелира» — десятые доли миллиметра);
-
поддерживает управление с помощью интуитивных панелей, ПК или программируемых логических контроллеров(ПЛК);
-
позволяет обучаться без риска повредить дорогостоящее промышленное оборудование или заготовки.
Каковы цели внедрения учебных роботов-манипуляторов в образовательную среду колледжа?
-
Отработка базовых и продвинутых навыков робототехники — от манипуляций в 2D/3D-пространстве до интеграции с другими модулями производства.
-
Формирование компетенций — работа с цифровыми двойниками, датчиками, системами компьютерного зрения.
-
Соответствие учебных заданий реальным производственным задачам — сборка деталей, перемещение компонентов, упаковка, сортировка.
-
Повышение мотивации студентов. Практические занятия с роботами увлекательный процесс, а не абстрактная теория.
Применение учебных роботов-манипуляторов в образовательном процессе?
В образовательной среде колледжа, роботов можно интегрировать в разные дисциплины и профессиональные модули:
Машиностроение и механообработка
-
Загрузка/выгрузка деталей на станки ЧПУ;
-
Сборка узлов и механизмов из мелких деталей;
-
Работа с конвейерными системами.
Электроника и электротехника
Логистика и складские операции
-
Автоматическая сортировка и перемещение коробок или контейнеров;
-
Оптимизация складских потоков;
-
Интеграция с RFID-сканерами.
Химико-технологические и фармацевтические специальности
Сельское хозяйство и пищевая промышленность
-
Упаковка готовой продукции;
-
Сортировка плодов по размеру и качеству;
-
Подготовка полуфабрикатов к отправке.
Автоматизация и ИT
-
Программирование логики движения;
-
Интеграция с системами «умного» производства;
-
Настройка взаимодействия с датчиками и камерами;
-
Учебные роботы-манипуляторы: от первого захвата детали до мини-завода в классе.
«Сегодня внедрение учебных роботов-манипуляторов — это не просто модный тренд, а необходимость для системы СПО. Компактное оборудование, способное поднимать 0,5 кг с ювелирной точностью, дает студентам возможность отрабатывать реальный производственный цикл: от захвата детали до её интеграции в готовое изделие. Это значит, что выпускник приходит на предприятие уже с пониманием логики работы современного оборудования, а не учится с нуля.
Наличие роботизированных мастерских повышает статус колледжа в глазах абитуриентов, родителей и работодателей. Более того, робот-манипулятор может быть не только учебным инструментом, но и частью учебно-производственной базы, которая выполняет реальные заказы для бизнеса.
Важно понимать, что это не затраты, а выгодная долгосрочная инвестиция в формирование кадрового резерва, устойчивое развитие региона и в будущее всей отрасли», — отмечает Борис Тишечков, генеральный директор компании ТЕГРАТЕК.
Как создать учебно-производственный участок внутри мастерской?
Колледж оборудует учебную зону, где робот-манипулятор принимает заготовку от студента, передает ее на настольный фрезерный центр, затем возвращает обработанную деталь обратно в лоток. Таким образом обучающийся получает опыт взаимодействия с разными типами оборудования и понимание полного производственного цикла.
Как правило, колледжи стремятся демонстрировать такие зоны в действии на «Днях открытых дверей», чтобы впечатлить абитуриентов и родителей, позиционировать учебное заведение, как место, где готовят специалистов для современных «человеко-робот» цехов.
Робот-манипулятор способен осуществлять сборку из миниатюрных компонентов, например, создать макет редуктора, где каждый элемент весит всего пару граммов, а зазор в сборке составляет десятые доли миллиметра. Таким образом, студент практикуется в достижении высокой точности, настройке силы захвата, отработке микроперемещений. Колледж, имея такой участок, может принимать мелкие заказы на сборку и тестирование прототипов для предприятий региона.
В мастерской оснащенной учебным роботом-манипулятором моделируется и «Умный склад». Робот принимает коробки с конвейера, сканирует QR-код, сортирует по ячейкам. Для студентов логистических специальностей - это возможность получить навыки работы с роботизированными складами, изучить интеграцию с ПО управления. Для колледжа - гарантия качества подготовки выпускников к работе в электронной коммерции, фармацевтике, складской автоматизации.
Робот-манипулятор - лабораторный ассистент
В учебной лаборатории робот-манипулятор перемещает пробирки между модулями, дозирует жидкости и подает их в анализатор. Для студентов химико-технологических и медико-биологических направлений - это возможность изучить автоматизацию лабораторных процессов.
Как будет развиваться применение манипулятивной робототехники в системе образования?
Через 5–7 лет роботы-манипуляторы станут частью интегрированных учебно-производственных комплексов в колледжах. Мы увидим:
-
модульные производственные линии внутри колледжей;
-
интеграцию с системами компьютерного зрения и искусственного интеллекта;
-
расширенные возможности контроллеров (50+ модулей);
-
полную цифровую симуляцию процессов перед запуском;
-
обучение по модели «робот учит человека» — с автоматической оценкой действий студента.
Все это позволит выпускникам быть готовыми к работе на высокотехнологичном производстве с первого дня устройства на работу.