Учебное оборудование и средства обучения Сделано в России
Учебное оборудование и средства обучения Сделано в России

Учебные роботы-манипуляторы для СПО

Учебные роботы-манипуляторы для СПО

Учебные роботы-манипуляторы для СПО

Учебный робот-манипулятор — это компактное, но многофункциональное устройство, предназначенное для обучения студентов управлению промышленными роботами, отработке программирования и освоению производственных процессов.

В отличие от промышленных роботов, такое оборудование:

  • занимает мало места (помещается на рабочем столе или в модульной учебной станции);

  • имеет безопасную для учебных целей грузоподъёмность;

  • демонстрирует высокую точность работы (уровень «ювелира» — десятые доли миллиметра);

  • поддерживает управление с помощью интуитивных панелей, ПК или программируемых логических контроллеров(ПЛК);

  • позволяет обучаться без риска повредить дорогостоящее промышленное оборудование или заготовки.

Каковы цели внедрения учебных роботов-манипуляторов в образовательную среду колледжа?

  • Отработка базовых и продвинутых навыков робототехники — от манипуляций в 2D/3D-пространстве до интеграции с другими модулями производства.

  • Формирование компетенций — работа с цифровыми двойниками, датчиками, системами компьютерного зрения.

  • Соответствие учебных заданий реальным производственным задачам — сборка деталей, перемещение компонентов, упаковка, сортировка.

  • Повышение мотивации студентов. Практические занятия с роботами увлекательный процесс, а не абстрактная теория.

Применение учебных роботов-манипуляторов в образовательном процессе?

В образовательной среде колледжа, роботов можно интегрировать в разные дисциплины и профессиональные модули:

Машиностроение и механообработка

  • Загрузка/выгрузка деталей на станки ЧПУ;

  • Сборка узлов и механизмов из мелких деталей;

  • Работа с конвейерными системами.

Электроника и электротехника

  • Монтаж печатных плат;

  • Укладка и сортировка компонентов по лоткам;

  • Работа в связке с автоматическими дозаторами паяльной пасты.

Логистика и складские операции

  • Автоматическая сортировка и перемещение коробок или контейнеров;

  • Оптимизация складских потоков;

  • Интеграция с RFID-сканерами.

Химико-технологические и фармацевтические специальности

  • Дозирование компонентов;

  • Перемещение пробирок и контейнеров;

  • Сбор образцов для лабораторного анализа.

Сельское хозяйство и пищевая промышленность

  • Упаковка готовой продукции;

  • Сортировка плодов по размеру и качеству;

  • Подготовка полуфабрикатов к отправке.

Автоматизация и ИT

  • Программирование логики движения;

  • Интеграция с системами «умного» производства;

  • Настройка взаимодействия с датчиками и камерами;

  • Учебные роботы-манипуляторы: от первого захвата детали до мини-завода в классе.

«Сегодня внедрение учебных роботов-манипуляторов — это не просто модный тренд, а необходимость для системы СПО. Компактное оборудование, способное поднимать 0,5 кг с ювелирной точностью, дает студентам возможность отрабатывать реальный производственный цикл: от захвата детали до её интеграции в готовое изделие. Это значит, что выпускник приходит на предприятие уже с пониманием логики работы современного оборудования, а не учится с нуля.

Наличие роботизированных мастерских повышает статус колледжа в глазах абитуриентов, родителей и работодателей. Более того, робот-манипулятор может быть не только учебным инструментом, но и частью учебно-производственной базы, которая выполняет реальные заказы для бизнеса.

Важно понимать, что это не затраты, а выгодная долгосрочная инвестиция в формирование кадрового резерва, устойчивое развитие региона и в будущее всей отрасли», — отмечает Борис Тишечков, генеральный директор компании ТЕГРАТЕК.

Как создать учебно-производственный участок внутри мастерской?

Колледж оборудует учебную зону, где робот-манипулятор принимает заготовку от студента, передает ее на настольный фрезерный центр, затем возвращает обработанную деталь обратно в лоток. Таким образом обучающийся получает опыт взаимодействия с разными типами оборудования и понимание полного производственного цикла.

Как правило, колледжи стремятся демонстрировать такие зоны в действии на «Днях открытых дверей», чтобы впечатлить абитуриентов и родителей, позиционировать учебное заведение, как место, где готовят специалистов для современных «человеко-робот» цехов.

Робот-манипулятор способен осуществлять сборку из миниатюрных компонентов, например, создать макет редуктора, где каждый элемент весит всего пару граммов, а зазор в сборке составляет десятые доли миллиметра. Таким образом, студент практикуется в достижении высокой точности, настройке силы захвата, отработке микроперемещений. Колледж, имея такой участок, может принимать мелкие заказы на сборку и тестирование прототипов для предприятий региона.

В мастерской оснащенной учебным роботом-манипулятором моделируется и «Умный склад». Робот принимает коробки с конвейера, сканирует QR-код, сортирует по ячейкам. Для студентов логистических специальностей - это возможность получить навыки работы с роботизированными складами, изучить интеграцию с ПО управления. Для колледжа - гарантия качества подготовки выпускников к работе в электронной коммерции, фармацевтике, складской автоматизации.

Робот-манипулятор - лабораторный ассистент

В учебной лаборатории робот-манипулятор перемещает пробирки между модулями, дозирует жидкости и подает их в анализатор. Для студентов химико-технологических и медико-биологических направлений - это возможность изучить автоматизацию лабораторных процессов.

Как будет развиваться применение манипулятивной робототехники в системе образования?

Через 5–7 лет роботы-манипуляторы станут частью интегрированных учебно-производственных комплексов в колледжах. Мы увидим:

  • модульные производственные линии внутри колледжей;

  • интеграцию с системами компьютерного зрения и искусственного интеллекта;

  • расширенные возможности контроллеров (50+ модулей);

  • полную цифровую симуляцию процессов перед запуском;

  • обучение по модели «робот учит человека» — с автоматической оценкой действий студента.

Все это позволит выпускникам быть готовыми к работе на высокотехнологичном производстве с первого дня устройства на работу.

15.08.2025

Возврат к списку