11-12 сентября состоялось главное отраслевое событие года - II Саммит интеграторов, дистрибьюторов, производителей учебного оборудования и средств обучения «Новые форматы взаимодействия бизнеса для развития рынка оснащения образовательных организаций».
Мероприятие организовано Национальным союзом предприятий индустрии учебного оборудования и средств обучения и поставщиков образовательных организаций в партнерстве с Минпромторгом России, Экспертно-аналитическим центром «Научно-образовательная политика» (НОП), Московским международным салоном образования (ММСО), Ассоциацией негосударственного образования.
Саммит НСППО – уникальное мероприятие, ставшее открытой площадкой для обсуждения насущных проблем отрасли. Дискуссии были призваны сблизить позиции заказчиков, поставщиков и представителей органов исполнительной власти, а также сформулировать предложения над которыми НСППО, как отраслевая ассоциация, будет работать весь следующий год.
Свыше 300 специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Амурской, Архангельской, Волгоградской, Кировской, Курганской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Оренбургской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Сахалинской, Севердловской, Томской, Тюменской, Тульской, Ульяновской, Челябинской областей, Республик Татарстана и Чувашии, Пермского края приняли участие в мероприятии. 40 предприятий представили свою продукции на выставке Саммита.
Впервые в рамках Саммита прошла церемония награждения лучших торговых компаний по мнению производителей учебного оборудования и средств обучения. Почетными грамотами за выдающиеся результаты и значительный вклад в продвижение отечественного учебного оборудования и средств обучения и воспитания, развитие учебно-материальной базы образовательных организаций России награждены: ГК Unify-Lab, ООО «Детский сад», ООО «Экзамен-Технолаб», ООО «Интерактивная идея», ООО «Тэко», ООО «Новый Стиль», ООО ТД «Лидерснаб».
Состоялась глубокая по смыслам дискуссионная программа, где лидеры бизнеса вместе с экспертами обсудили не только текущие проблемы, требующие скорейших решений, но и определили точки роста для дальнейшего развития.
Инфраструктура – это не только безопасность и комфорт
Современная инфраструктура повышает образовательные результаты. Исследования показывают, что качество образования на 30% зависит от качества оснащенности образовательной организации. В случае с вузами инфраструктура способствует достижению новых научных результатов, развитию образовательной и молодежной политики, воспитанию молодежи.
Денис Аширов, статс-секретарь – заместитель руководителя Росмолодежи: «Создаваемые Росмолодежью и Минобрнауки России молодежные центры становятся не просто зданиями, а важными элементами воспитательной среды.
За последние годы успешно реализуется президентская программа «Регион для молодых»: по всей стране уже построено 156 центров различной вместимости — от небольших до крупных комплексов, таких как планируемый центр в Донецке. Эти площадки станут ключевыми объектами формирования активной гражданской позиции среди молодежи региона.
Создание такой сети связано не только с инфраструктурными проектами, но и с образовательной составляющей, направленной на развитие личностных качеств и компетенций. Например, в рамках программы активно проводятся мероприятия для детей и подростков, создаются условия для участия в волонтерских инициативах и творческом развитии.
Наша цель — обеспечить каждому молодому человеку возможности для полноценного раскрытия своего потенциала и гармоничного взаимодействия с обществом, формируя таким образом единую воспитательную среду, поддерживающую традиционные российские ценности и ориентированную на нужды подрастающего поколения».
Сегодня образовательным организациям недостаточно просто добиваться высоких показателей успеваемости. Необходимо создать комфортные условия для студентов, включая специализированные пространства и услуги, такие как поддержка студентов с детьми, представителей уязвимых социальных групп, а также развитие психологической помощи в университетах.
Подходы к формированию учебно-материальной базы должны учитывать разнообразие образовательных учреждений. Университеты и школы различаются уровнем подготовки, ресурсами и контингентом учащихся. Следовательно, необходимы разные подходы к решению вопросов инфраструктуры. Так, инфраструктура крупной московской школы, рассчитанная на тысячи обучающихся, должна отличаться от оснащения небольшой сельской школы. В этом случае для сельской школы особое значение имеет доступ к онлайн-ресурсам и помощь соседних крупных учебных заведений.
«Школы посещают ученики из семей с различным уровнем дохода, иногда резко отличающихся друг от друга. Инфраструктурные решения должны способствовать интеграции всех категорий учащихся и раскрывать их потенциал. Проектирование образовательных пространств должно учитывать разнообразие потребностей и обеспечивать максимальную эффективность образовательного процесса», – Евгений Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ.
Оборудование, которое поступает в школы и колледжи, обязано соответствовать высоким стандартам безопасности, быть эффективным и устойчивым к любым внешним рискам. Лаборатории должны оснащаться таким оборудованием, которое будет актуальным и востребованным на протяжении ближайших 10-20 лет.
Сегодня от бизнеса ждут новых решений для оснащения малобюджетных сельских школ, образовательных организаций в небольших городах и труднодоступных территориях. Этот вопрос касается социальной справедливости, а в конечном счете дальнейшего успешного развития всей страны.
Любовь Духанина, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сере образования, Председатель Ассоциации негосударственного образования: «Сегодня одной из наиболее острых проблем является неравномерное распределение учебного оборудования. Образовательные организации сталкиваются с ситуацией, когда техническое оснащение распределяется не сбалансированно, создавая неравенство возможностей среди учащихся».
Следующая не менее значимая проблема, которая неоднократно поднималась в дискуссиях Саммита — подготовка педагогических кадров. Большинству учителей недостаёт необходимых навыков для уверенного внедрения новейших технологий в учебный процесс. Нужна чётко организованная система наставничества, дополнительного профессионального образования и поддержки преподавателей, особенно в области технических дисциплин. «То, каким образом будут налажены взаимоотношения государства и бизнеса, какими форматами мы воспользуемся для продуктивного взаимодействия, повлияет на конкурентоспособность нашей страны и наше общее будущее в плане технологического и кадрового суверенитета.
Мир стремительно изменяется, возникают совершенно новые технологии, и поэтому решено провести осенью очередную сессию парламентских слушаний по теме искусственного интеллекта. Там мы обсудим вопросы его активного внедрения в образование. Всех вас заранее приглашаю поучаствовать в этом важном событии», – сказала в своем выступлении Анна Скрозникова, член Комитета по просвещению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Система образования переживает период трансформации. С одной стороны, велик соблазн сделать образование полностью цифровым: создать все необходимые условия, подключив каждого ученика к сенсорам, отслеживающим факторы, влияющие на успеваемость, качество сна, питание, уровень концентрации внимания и т.д. С другой стороны, важно сохранить пространство свободы творчества и самовыражения. Нужно избегать ситуации, когда рекомендации, основанные на анализе больших данных и алгоритмах машинного обучения, начинают жестко диктовать ребенку его жизненный путь. «Это создает значительную угрозу утраты индивидуальной свободы выбора и развития потенциала каждого ребенка. Поэтому важно подходить к внедрению цифровых технологий осторожно, учитывая вызовы будущего, включая серьёзные демографические проблемы и изменение способов восприятия и усвоения информации новыми поколениями учащихся», – Борис Чернышов, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Важной проблемой остается несовершенство системы закупок оборудования для образовательных учреждений. Учителя нередко жалуются, что приобретаемое оборудование выбирается исходя из удобства покупки согласно установленным нормам, а не потребностей самих преподавателей и учеников. Бывает так, что школы получают устаревшие или неудобные инструменты, которые не соответствуют современным требованиям обучения и технологическому прогрессу. Участники Саммита отметили необходимость пересмотреть систему закупок таким образом, чтобы учитывать потребности учителей и конечные цели использования техники. Возможно, одним из решений станет формирование специальных комиссий в образовательных организациях, включающих педагогов-практиков, производителей оборудования, интеграторов, которые смогут совместно определять критерии закупки оборудования, подходящие учебному процессу.
Любовь Духанина, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сере образования, Председатель Ассоциации негосударственного образования обратила внимание производителей на качество методического обеспечения: «Во-первых необходимо разрабатывать оборудование с педагогическим ДНК. Необходимо создавать учебные комплексы, ориентированные на нужды современного педагогического процесса. Для этого в создании оборудования должны участвовать люди, понимающие механизмы и процессы обучения, те, кто знаком с программами обучения и нуждами педагогов».
Про «мягкую силу»
НСППО оказывает содействие и консультирует при оснащение образовательных центров за рубежом, в том числе и проектам, которые реализует Россотрудничество.
«Мы стали уделять пристальное внимание инфраструктурным проектам, поскольку, как было верно отмечено, кроме того «кого обучать?», «кто будет обучать?» и «какими методами обучать?», большое значение имеет понимание того «на чем учить?», то есть каким образом осуществляется образовательный процесс, какими средствами и в каком пространстве он происходит. Все это оказывает значительное влияние на итоговые результаты качества образования, к которым мы стремимся.
Говоря о воспитательном процессе, крайне важно задуматься о детях младших возрастов. Нам нужны такие подходы и формы, которые можно эффективно внедрять за рубежом, обеспечивая возможность начать заниматься с детьми буквально с младенчества. Хотя такие программы уже существуют, нехватка педагогических кадров, современных методик и мощной поддержки в области инфраструктуры остаётся очевидной проблемой», – отметила Светлана Рыбушкина, начальник Управления образования и науки Россотрудничества.
Про рынок оснащения
5 сентября на пленарном заседании Восточного экономического форума, Президент России Владимир Путин предложил задействовать инфраструктуру отечественных маркетплейсов для государственных и муниципальных закупок в сфере образования в рамках экспериментального правового режима. Эту тему Саммит не мог обойти стороной.
«Цифровая платформа, созданная Wildberries совместно с издательством «Просвещение» для госзакупок школьного оборудования, учебников и канцелярии, решает простую ключевую задачу — сократить путь между производителями и конечными пользователями, то есть школами. Платформа упрощает организацию прозрачных и компетентных взаимоотношений поставщиков и образовательных учреждений, обеспечивая доступ ко всей необходимой продукции. Важно подчеркнуть, что эта инициатива направлена вовсе не на ограничение выбора, а напротив, открывает новые перспективы и расширяет ассортимент предложений. При этом особое внимание уделяется качеству закупаемого оборудования: оно должно приносить реальную пользу образовательному процессу, повышать качество преподавания и создавать комфортные условия для детей», - отметил Сергей Злобин, заместитель коммерческого директора АО «Издательство Просвещение».
При этом российские производители учебного оборудования заинтересованы сохранить дилеров и согласны с тем, что с рынка должны уйти компании-перекупщики, которых в торгах участвует более 10 000.
«Когда в сфере учебного оборудования приоритетом является желание купить как можно дешевле и продать как можно дороже — страдает не только рынок, но и дети, которым мы должны дать возможность получать качественное современное образование. Производитель не может работать без надёжного дилера, как и дилер — без честного и технологически зрелого производителя. Безусловно, только объединив усилия, мы сможем победить псевдолокализацию, обеспечив реальное качество оборудования и методического сопровождения. Важно сделать так, чтобы каждое поставленное устройство приносило реальную пользу ученику и было именно учебным, а не рекламным, потребительским товаром или закрывала графу в тендерной документации в штуках. Сейчас нужны не просто поставки — необходима система, где каждый участник отвечает за результат и понимает социальную ответственность», — Владимир Крикушенко, генеральный директор NexTouch, ГК «Некс-Т».
«Рынок образовательного оснащения должен войти в новую эру — от разрозненных поставок к созданию целостных образовательных экосистем. Успех здесь возможен только через партнерство производителей и интеграторов. Вместе мы можем предлагать школам готовые решения вместо отдельных устройств, выстраивать долгосрочную ценность через сервис и методическую поддержку, а также инициировать создание новых продуктов, опираясь на реальные потребности образования. Это путь к выходу из ценовой конкуренции и к созданию устойчивого рынка, который выигрывает в долгую», – Борис Тишечков, генеральный директор ТЕГРАТЕК.
«Государственный заказчик при формировании ТЗ на закупку должен привлекать экспертное сообщество (производителей, дистрибьюторов, конечных пользователей), чтобы в итоге закупать качественный и технически передовой продукт. Если государственные заказчик общается только с производителем, то его выбор сужается до ассортимента конкретного производителя, а он может быть технологически отсталым. Если государство общается только с дистрибьютором, то его выбор может быть не реализуем отечественным производителем. А без мнения конечных пользователей, без учета их потребностей вообще можно впустую потратить деньги. Особенно ценен уникальный опыт компаний, которые уже имеют компетенции и в производстве, и в дистрибуции товара.
Отдельно хочется отметить проблему монополизации госзакупок, которая приводит к разрушению цепочки создания ценностей», – Борис Эшкинд, генеральный директор ГК DIGIS.
Про оснащение вузов
«Сейчас университет является центром развития города, региона. Как раз создание в университетах образовательной среды, которая позволяет готовить профессиональные, неравнодушные кадры, способные развивать нашу страну — наша ключевая задача. И здесь огромное значение имеет оснащение, которое ту самую среду формирует. Это то, что помогает сразу преемственно или бесшовно адаптироваться на предприятиях. Проект «Передовые инженерные школы» – яркий тому пример. Там используется оборудование, аналогичное тому, что стоит на предприятиях. Или проект «Профессионалитет», где также задействованы самые современные технологии и технические решения.
Образовательная среда всегда играла роль, но сегодня её значение, возможно, ещё выше, потому что запрос на качество есть со стороны обучающихся, преподавателей и, что особенно важно, работодателей», - Ольга Петрова, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации.
Эксперты из вузовского сообщества отметили, что главная проблема сегодня – отсутствие системного подхода к оснащению. Часто оборудование закупается фрагментарно, без учета методики преподавания, кадровой готовности и долгосрочной стратегии. Это снижает эффективность инвестиций и мешает вузам достигать нужных образовательных результатов. Зачастую техника закупается ради освоения бюджетов, а не как инструмент развития образования. Поэтому так необходимо выстраивать долгосрочное партнерство между поставщиками, вузами, педагогами и включать оборудование в методику обучения.
«Ценность оборудования раскрывается только через педагога, который понимает, как встроить его в учебный процесс. Важно не просто поставить технику, а создать систему ее использования и сопровождения», – Марина Боровская, президент Южного федерального университета, председатель Совета ректоров Юга России.
Рынок оснащения образовательных организаций сталкивается с рядом проблем – это не только фрагментарность закупок, но и быстрое моральное устаревание техники, и разрыв между запросами вузов и реальными предложениями, которые поступают от бизнеса рынка оснащения образовательных организаций. Необходимо переходить от точечных поставок к созданию комплексных образовательных экосистем, где интеграторы берут на себя роль связующего звена между производителями и педагогами, а университеты получают не набор устройств, а комплексную инфраструктуру.
Про оснащение частных образовательных организаций
Стандартные предложения от поставщиков не всегда удовлетворяют негосударственные образовательные организации. Им ближе гибкие решения и долгосрочные партнерские отношения.
«Частные школы всегда уникальны. Партнерство с ними должно начинаться задолго до закупки и продолжаться после, чтобы оборудование смогло стать частью их образовательной стратегии», – Роман Султанов, заместитель Председателя Ассоциации негосударственного образования.
И в заключении
НСППО благодарит экспертов за глубокий анализ проблем, связанных с оснащением образовательных организаций; партнеров за неоценимую помощь в организации мероприятия; бизнесу, который хочет изменений и готов говорить открыто.
Мы уверены, что мероприятие этого года, как и предыдущий Саммит, станет толчком к серьезным положительным изменениям на рынке оснащения образовательных организаций.