23 октября в рамках IV научно-практической конференции по вопросам дополнительного образования «Включаем интерес или образовательные стратегии «со вкусом»» - главном событии московской системы дополнительного образования - НСППО провел образовательный сет «Сила игры в формировании интереса к образованию». Модератором дискуссии выступила Ирина Егорова, президент НСППО.
Мария Тендрякова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института Этнологии и Антропологии РАН отметила в своем выступлении: «Игра проникает во все сферы жизни - в бизнес, в политику, в науку, в учебу, а сам мир становится гигантской игровой платформой. Уже не элементы игры проникают во все сферы жизни, скорее напротив, игра становится системным основанием и/или мировоззренческой основой многих сфер человеческой деятельности».
Игры, свободное времяпрепровождение, социальное обучение – все эти занятия становятся потенциальным источником нового - новых социальных контактов, знаний, технологий.
Сила игры для дошкольников
«В чем сила детской игры? Игра – это форма и способ моделирования отношений человека с миром. В игре гибко сочетается индивидуальное («Я»), национальное и общечеловеческое («Я среди других»). Именно в игре ребенок не только раскрывает, но самое главное – глубоко проживает и тем самым мотивированно «присваивает» базовые ценности», - отметила Ирина Лыкова, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования, профессор кафедры дошкольного образования Ленинградского областного института развития образования, лауреат Премии Правительства РФ в области образования.
Именно в игре педагогу проще всего достичь результатов в развитии у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, в понимании духовно-нравственных ценностей многонационального российского общества, среди которых важнейшее место занимают такие ценности, как «Родина», «Семья», «Человек», «Культура», «Язык», «Единство». «Поэтому так важно, чтобы современная игровая среда помогала родителям и педагогам взращивать в детях чувства привязанности, причастности, любви, уважения, гордости по отношению к отчему дому, родной семье, своему городу (деревне, селу), родному краю – малой Родине и большой Родине – России, - подчеркнула в выступлении Ирина Лыкова. - Для воплощения таких идей при моем участии и под моим научным руководством разработаны программы патриотической направленности «Наша Родина – Россия» и «Жар-птица» (приобщение к народной культуре)».
Сила игры для школы
Игра - как способ деятельности поможет школе стать актуальной и быстрее реагировать на внешние изменения и глобальные вызовы. «Любопытство - двигатель для узнавания нового, тогда как формализованное обучение, пространство с фиксированными возможностями действия, высокая регламентация, излишняя информация и взрослые, которые знают «как надо» - не может поддерживать детскую любознательность. Это можно назвать парадоксом сегодняшней системы общего образования», - считает Екатерина Клопотова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология им.профессора Л.Ф.Обуховой» факультета «Психология образования», старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства Московского государственного психолога-педагогического университета.
Задача, которая требует быстрого решения - устранить дефицит игровых пространств в системе образования. Создание игротек в формате «Креативное пространство игры «НАШЕ МЕСТО», проект инициированный НСППО и партнерами Союза, станет лучшим решением для воспитания социально-коммуникативных навыков подрастающего поколения, стимулирования любознательности, инициативности и активности.
Игра и педагоги
Не менее важная задача - обучение педагогов игропрактикам и умению играть. «В системе образования все увлечены развитием познавательных способностей, навыков, знаний – это более понятно, логично и, главное, более измеримо, - отметила в комментарии Ирина Егорова, президент НСППО. - Дал ребенку задачку – он решил. Научил складывать – он складывает. А что в игре развивается – непонятно. К тому же последствия отсутствия или недостатка игры отсрочены – они сказываются спустя много лет».
Эксперты отмечают проблемы у педагогов: неготовность к инфантилизации, т.е. быть с ребенком на равных; неготовность к соблюдениям правил игры; стремление решать задачи простыми способами; неготовность к трудоемкости и затратности игровой деятельности; неготовность к импровизации.
«Для успешной популяризации игры как важной социальной практики нужно наращивать число и развивать компетенции игромастеров - специалистов по проведению игротек. - считает Максим Лозовский, GR-директор ООО «Мир Хобби», - Для этой цели наша компания разработала и запустила образовательный интенсив «Магистр игры», который реализуется в учреждениях образования».
Все участники секции отметили, что система образования недооценивает силу игры с образовательном и воспитательном процессе, тем самым упускает большие возможности для мотивации к обучению, развитию социально-коммуникативных навыков и активной жизненной позиции у детей.
Подробнее о проекте «Креативное пространство игры «НАШЕ МЕСТО»