Пищевые привычки формируют у детей культуру питания. Поэтому так важно создавать в школьных столовых атмосферные пространства, которые будут прививать детям позитивное и осознанное отношение к еде.
Цвет и освещение
Для интерьера столовой рекомендуется использовать 2-4 цвета, которые не будут мешать приему пищи. Некоторые цвета лучше избегать, например, синий, который считается «несъедобным» и плохо сочетается с едой. Яркие цвета, такие как красный, оранжевый и желтый, могут быть слишком возбуждающими и ассоциироваться с фастфудом.
Лучше использовать один основной (базовый) цвет и один-три акцентных оттенка, создавая теплую и приятную атмосферу.
Освещение в школьной столовой должно быть равномерным и комфортным, без темных зон. Светодиодные лампы с коэффициентом цветопередачи 8 и выше и оптимальной цветовой температурой 3000-4000К (теплый или нейтральный свет) подойдут лучше всего. Не рекомендуется использовать люминесцентные лампы.
Зонирование и стиль
Единый стиль придаёт пространству целостность, атмосферу и индивидуальность. Важно создавать эстетически привлекательную среду, избегая одинаковых столов, расставленных в длинные ряды, так как это создает ощущение казенности и уныния. Разделение пространства для детей разных возрастных групп делает его более удобным и востребованным.
Один из современных подходов в работе с образовательными пространствами — это многофункциональность помещений. Например, школьная столовая может использоваться для питания в первой половине дня, а затем для дополнительных занятий или самостоятельной работы.
Примеры зон:
-
Барная стойка (особенно популярна среди подростков).
-
Мягкие уголки с диванчиками.
-
Рассадка на разное количество человек: по 2, 4, 16.
Стиль оформления столовой может быть различным:
-
Лофт-пространство.
-
«Бабушкина кухня» с этно элементами.
-
Экостиль с природными мотивами.
-
Hi-tech для IT-школ.
Дизайн-модули для столовой — это решение для быстрого оформления школы в современном стиле, разработанные методологами при поддержке врачей Роспотребнадзора, посмотрите на сайте — https://nsppo.ru/catalog/dizayn-modul-proedu-vkusnuyu-i-raznuyu-skolko-nuzhno-i-vovremya-pvkh/
Коммуникация в образовательном пространств
В интерьер столовой стоит гармонично вписать базовые понятия о правильном питании.
«Дети младшего школьного возраста должны знать, что нужно съедать пять порций овощей и фруктов в день и что одна порция — это размер ладони. Важно научить их отличать полезные и вредные перекусы, относиться к здоровой еде позитивно. Ученикам средней и старшей школы можно объяснять калорийность продуктов, питьевой режим, вред голодания и опасность анорексии», — считает Наталья Скоблина, доктор медицинских наук, профессор кафедры гигиены педиатрического факультета (ПФ) РНИМУ им. Н. И. Пирогова.
Примеры плакатов с правильной коммуникацией можно посмотреть в решении https://nsppo.ru/catalog/dizayn-modul-proedu-vkusnuyu-i-raznuyu-skolko-nuzhno-i-vovremya-pvkh/
Культура поведения в столовой
Культуру поведения в столовой лучше транслировать другими средствами:
«В зоне с умывальниками перед входом в обеденный зал можно расположить иллюстрированные правила гигиены и мытья рук. Такая инфографика «программирует» мозг: стерильного в мире ничего не бывает, но если правильно мыть руки, вероятность проблем со здоровьем будет ниже, а успеваемость — выше. Информация должна находиться на уровне глаз школьников в течение 30 секунд. Что-то вроде «Вымыл руки? Заходи в столовую», — развивает идею Константин Кривошонок, главный санитарный врач отраслевого союза развития социального питания «СОЮЗСОЦПИТ», врач по гигиене питания, преподаватель Высшей школы Московского государственного университета пищевых производств (МГУПП).
Константин уверен, что важно обращать внимание не только на пространство столовой, но и на выбор посуды и столовых приборов, а также сервировку: «Внешний вид полезных и качественных блюд может быть испорчен некрасивой посудой. И наоборот: стандартные блюда могут выглядеть ярко и интересно в правильной тарелке».
Для повышения доверия к качеству школьного питания можно сделать кухню открытой, как, например, в Новой школе или школе «Летово» в Москве.
«Школьная столовая способна превратиться из места, которое избегают или посещают без удовольствия, в пространство, где детей приучают к правильным пищевым привычкам», — уверен Константин Кривошонок.
Школьники могут сами предложить идеи и с удовольствием участвовать в формировании ежедневного меню: «Хороший способ сделать помещение столовой привлекательным для школьников — увлечь их идеями разумного потребления («бери столько, сколько сможешь съесть»), фуд-кроссинга и другими концепциями, которые дают детям выбор. Для многих из них важно чувствовать причастность к защите окружающей среды, zero-waste и другим трендам», — добавляет эксперт. Все это демонстрирует детям, что школьная столовая идёт в ногу со временем и что там происходит что-то важное и интересное, помимо бесплатного завтрака».
Рая Ивановская, специалист по коммуникациям в образовании,
дизайну образовательной среды и школьному интерьеру,
директор студии «Design for school».