Учебное оборудование и средства обучения Сделано в России
Учебное оборудование и средства обучения Сделано в России

Эстетика среды здорового питания в школьной столовой

Эстетика среды здорового питания в школьной столовой

Эстетика среды здорового питания в школьной столовой

Пищевые привычки формируют у детей культуру питания. Поэтому так важно создавать в школьных столовых атмосферные пространства, которые будут прививать детям позитивное и осознанное отношение к еде.

Цвет и освещение

Для интерьера столовой рекомендуется использовать 2-4 цвета, которые не будут мешать приему пищи. Некоторые цвета лучше избегать, например, синий, который считается «несъедобным» и плохо сочетается с едой. Яркие цвета, такие как красный, оранжевый и желтый, могут быть слишком возбуждающими и ассоциироваться с фастфудом.Эстетика среды здорового питания в школьной столовой2.jpg

Лучше использовать один основной (базовый) цвет и один-три акцентных оттенка, создавая теплую и приятную атмосферу.

Освещение в школьной столовой должно быть равномерным и комфортным, без темных зон. Светодиодные лампы с коэффициентом цветопередачи 8 и выше и оптимальной цветовой температурой 3000-4000К (теплый или нейтральный свет) подойдут лучше всего. Не рекомендуется использовать люминесцентные лампы.

Зонирование и стиль

Эстетика среды здорового питания в школьной столовой3.jpg

Единый стиль придаёт пространству целостность, атмосферу и индивидуальность. Важно создавать эстетически привлекательную среду, избегая одинаковых столов, расставленных в длинные ряды, так как это создает ощущение казенности и уныния. Разделение пространства для детей разных возрастных групп делает его более удобным и востребованным.

Один из современных подходов в работе с образовательными пространствами — это многофункциональность помещений. Например, школьная столовая может использоваться для питания в первой половине дня, а затем для дополнительных занятий или самостоятельной работы.

Примеры зон:

  • Барная стойка (особенно популярна среди подростков).
  • Мягкие уголки с диванчиками.
  • Рассадка на разное количество человек: по 2, 4, 16.

Стиль оформления столовой может быть различным:

Эстетика среды здорового питания в школьной столовой4.jpg

  • Лофт-пространство.
  • «Бабушкина кухня» с этно элементами.
  • Экостиль с природными мотивами.
  • Hi-tech для IT-школ.

Дизайн-модули для столовой — это решение для быстрого оформления школы в современном стиле, разработанные методологами при поддержке врачей Роспотребнадзора, посмотрите на сайте — https://nsppo.ru/catalog/dizayn-modul-proedu-vkusnuyu-i-raznuyu-skolko-nuzhno-i-vovremya-pvkh/

Коммуникация в образовательном пространств

В интерьер столовой стоит гармонично вписать базовые понятия о правильном питании.

«Дети младшего школьного возраста должны знать, что нужно съедать пять порций овощей и фруктов в день и что одна порция — это размер ладони. Важно научить их отличать полезные и вредные перекусы, относиться к здоровой еде позитивно. Ученикам средней и старшей школы можно объяснять калорийность продуктов, питьевой режим, вред голодания и опасность анорексии», — считает Наталья Скоблина, доктор медицинских наук, профессор кафедры гигиены педиатрического факультета (ПФ) РНИМУ им. Н. И. Пирогова.

Примеры плакатов с правильной коммуникацией можно посмотреть в решении https://nsppo.ru/catalog/dizayn-modul-proedu-vkusnuyu-i-raznuyu-skolko-nuzhno-i-vovremya-pvkh/

Культура поведения в столовой

Эстетика среды здорового питания в школьной столовой5.jpg

Культуру поведения в столовой лучше транслировать другими средствами:

«В зоне с умывальниками перед входом в обеденный зал можно расположить иллюстрированные правила гигиены и мытья рук. Такая инфографика «программирует» мозг: стерильного в мире ничего не бывает, но если правильно мыть руки, вероятность проблем со здоровьем будет ниже, а успеваемость — выше. Информация должна находиться на уровне глаз школьников в течение 30 секунд. Что-то вроде «Вымыл руки? Заходи в столовую», — развивает идею Константин Кривошонок, главный санитарный врач отраслевого союза развития социального питания «СОЮЗСОЦПИТ», врач по гигиене питания, преподаватель Высшей школы Московского государственного университета пищевых производств (МГУПП).

Эстетика среды здорового питания в школьной столовой6.jpg

Константин уверен, что важно обращать внимание не только на пространство столовой, но и на выбор посуды и столовых приборов, а также сервировку: «Внешний вид полезных и качественных блюд может быть испорчен некрасивой посудой. И наоборот: стандартные блюда могут выглядеть ярко и интересно в правильной тарелке».

Для повышения доверия к качеству школьного питания можно сделать кухню открытой, как, например, в Новой школе или школе «Летово» в Москве.

«Школьная столовая способна превратиться из места, которое избегают или посещают без удовольствия, в пространство, где детей приучают к правильным пищевым привычкам», — уверен Константин Кривошонок.

Школьники могут сами предложить идеи и с удовольствием участвовать в формировании ежедневного меню: «Хороший способ сделать помещение столовой привлекательным для школьников — увлечь их идеями разумного потребления («бери столько, сколько сможешь съесть»), фуд-кроссинга и другими концепциями, которые дают детям выбор. Для многих из них важно чувствовать причастность к защите окружающей среды, zero-waste и другим трендам», — добавляет эксперт. Все это демонстрирует детям, что школьная столовая идёт в ногу со временем и что там происходит что-то важное и интересное, помимо бесплатного завтрака».

Рая Ивановская, специалист по коммуникациям в образовании,
дизайну образовательной среды и школьному интерьеру,
директор студии «Design for school».

01.07.2024

Возврат к списку