Современные образовательные реалии потребовали пересмотра традиционной дидактики. Основной подход в цифровой дидактике заключается в проектировании учебного процесса, где цифровые технологии играют центральную роль. Учебное пространство больше не ограничено классом — оно становится площадкой для кросс-взаимодействий, в которой технологии объединяют преподавателя, учащихся и образовательный контент на новом уровне. Это способствует ускорению обучения и активному вовлечению учащихся в процесс получения знаний.
Учебный процесс теперь фокусируется на гибридном формате, объединяющем как физическое, так и виртуальное взаимодействие. Учитель становится проектировщиком образовательного опыта, а ученик — активным создателем знаний. Благодаря мультимедийным решениям, таким как интерактивные панели и сенсорные дисплеи, учащиеся могут взаимодействовать с контентом в более наглядной и интерактивной форме, что ускоряет процесс усвоения знаний.
Мультимедийные технологии как инструмент ускоренного обучения
Система образования значительно изменилась благодаря мультимедийным технологиям. Они позволяют ускорить передачу знаний с помощью интерактивных панелей, сенсорных дисплеев и других решений, сочетающих визуальные и аудиокомпоненты. Поскольку более половины всей входящей информации воспринимается визуально, использование цифровых технологий, таких как интерактивные панели, значительно улучшает понимание материала.
Информационные сенсорные панели обеспечивают легкий доступ к информации о расписании, результатах экзаменов и событиях в учебном заведении. Они интегрируются с интернетом для трансляции контента и служат информационными центрами, облегчая коммуникацию между школой и учащимися.
С помощью технологии мультитач и встроенного компьютера они позволяют демонстрировать графику, презентации и видео, что способствует активному вовлечению учащихся. Совместимы с большинством устройств, включая смартфоны и планшеты, и исключают необходимость использования проекторов.
Еще один многофункциональный формат – рельсовая система доски, которая позволяет педагогу пользоваться традиционными меловой и маркерной досками, а также интерактивной панелью, удобно трансформируя поверхности по мере необходимости.
Цифровые решения улучшают образовательный процесс, позволяя преподавателям проводить занятия в формате командной работы, групповых обсуждений и трансляции учебного материала. Интерактивные технологии позволяют адаптировать обучение под интересы учащихся, повышая их вовлеченность и эффективность обучения.
Мультимедийные технологии предоставляют обучающимся возможность усваивать знания быстрее и эффективнее. Интеграция цифровых технологий в образование может сократить время выполнения учебных задач за счет улучшения восприятия и обработки информации. Технологии помогают учащимся легко находить нужную информацию в удобном формате, оперативно переключаться между задачами и эффективнее осваивать материал благодаря визуально-аудиальному контенту.
Более того, в отчете Международного агентства по телекоммуникациям (ITU) говорится, что использование цифровых решений в обучении может сократить разрыв в образовательных возможностях между городскими и сельскими районами. Цифровые технологии предоставляют более равные образовательные возможности вне зависимости от географии.
Цифровизация образования продолжит набирать обороты
Также в обозримой перспективе в образовательных организациях все большее применение будут находить облачные и сетевые технологии для дистанционного обучения, а это в свою очередь сделает знания еще более доступными и гибкими для восприятия. Таким образом, учащиеся смогут обрабатывать информацию быстрее и более эффективно, а образовательные организации будут способны оперативно адаптировать свои программы к постоянно меняющимся требованиям и технологиям.
Дальнейшее развитие и внедрение технологий будет способствовать развитию учебных метавселенных, где студенты смогут участвовать в виртуальных лабораториях и практических занятиях. Широкое распространение получат возможности автоматизированного анализа знаний, которые позволят моментально оценивать уровень усвоения материала и предоставлять индивидуальные рекомендации.
Однако для реализации этих возможностей потребуется значительное обновление материально-технической базы, повышение цифровой грамотности преподавателей и адаптация учебных подходов к новым условиям.
Создать образовательную цифровую среду - задача не простая и требует особых компетенций и большого опыта. Лицеи №369 и №410 Санкт-Петербурга решали эту задачу силами специалистов компании TEGRATECH. Реализованные проекты наглядно демонстрируют, как современные технологии преобразовывают учебную эко-систему сразу по трем основным направлениям – новое мультимедийное оборудование, цифровая грамотность учеников и педагогов, трансформация учебных процессов. Лаборатории 3D-моделирования и химико-биологического практикума, интерактивные панели и документ-камеры, мастерские, мультимедийный конференц-зал, оборудованный аудио- и видеоаппаратурой, цифровой трибуной, а также другие интерактивные решения предоставили лицеистам возможность проводить эксперименты и практикумы, что значительно улучшило образовательный процесс и взаимодействие в проектных командах.