До недавнего времени школьная библиотека воспринималась как хранилище книг и учебных материалов - сплошные стеллажи, а в читальном зале столы и стулья. При этом мебель, зачастую, не была комфортной для длительной работы. Возможности для демонстрации визуального контента ограничивались проектором, да и то не везде.
Сегодня к школьным библиотекам другие требования. Они становятся медиацентрами с динамичными пространствами, привлекательными и для учащихся, и учителей.
Преобразование пространства библиотеки
Один из важнейших элементов преобразования пространства библиотеки — это эргономичная мебель: удобные кресла и столы, модульная мебель для индивидуальной и групповой работы. Мебель подбирается не только эстетичная, но и функциональная. Особое внимание уделяется точкам подключения оборудования и системе скрытой коммутации для безопасности пользователей и сохранения гармоничного интерьера.
Интерактивные панели занимают центральное место в библиотеке XXI века. С их помощью можно не только проводить демонстрацию контента, но и внедрять интерактивные элементы, например опросы. Интерактивные панели помогают создать среду, где школьники исследуют различные информационные ресурсы, включая электронные книги, статьи, видео и другие мультимедийные материалы.
Важным элементом библиотеки может стать печатная станция для производства цветных раздаточных материалов, их ламинирования и пр. К примеру, ученик может создать для себя брошюру с нужным содержанием и напечатать необходимое количество экземпляров.
Документ-камера – удобное цифровое средство представления визуальных материалов. С ее помощью на экран транслируются страницы книг, схемы, рисунки, что усиливает наглядность, а усвоение информации делает доступнее.
Наличие в библиотеке цифровых ресурсов - электронных библиотек и образовательных платформ - обеспечивает доступ к обширной информации. С помощью облачных сервисов и мобильных приложений школьники могут пользоваться библиотечными ресурсами в любое время и с любого устройства.
Современное мультимедийное оборудование позволяет расширить границы библиотеки и легко трансформировать ее в уникальное образовательное пространство. К примеру, если в школе нет отдельного помещения для видеоконференцсвязи, то для того, чтобы оно появилось, достаточно оснастить библиотеку видеокамерами и микрофонной системой. Таким образом, библиотека становится залом для удаленной работы, организации вебинаров, научных online-конференций и других дистанционных мероприятий.
Будущее школьных библиотек
Школьные библиотеки продолжат свою эволюцию, становясь интегрированными образовательными хабами, где технологии будут играть еще более важное значение. Одна из ближайших перспектив - внедрение искусственного интеллекта для автоматизации поиска информации и персонализации учебного процесса. Искусственный интеллект сможет рекомендовать книги, статьи и другие материалы, исходя из предпочтений учащегося, его учебной программы и даже личных интересов.
Также стоит ожидать появления виртуальной и дополненной реальности в библиотечном пространстве. С помощью VR и AR технологий можно будет погружаться в виртуальные экскурсии по историческим местам, научным лабораториям или музеям, что значительно обогатит возможности для изучения нового. Виртуальная реальность будет использоваться и для создания сценариев обучения, когда учащиеся смогут «путешествовать» в разные эпохи и исследовать происходившие там события.
***
Компания Тегратек помогает школам создавать современные библиотеки, медиаклассы, а также гибридные и нестандартные пространства на базе обычных библиотечных пространств. Реализованный проект в школе 315 Санкт-Петербурга стал победителем премии Prointegration Awards 2024 в номинации «Образование». В портфолио компании много эффективных цифровых решений для обновления школьных библиотек успешно реализованных в нашей стране.